Интервью с Игорем Слиньковым для журнала "Прана-инфо" | Центр йоги Прана

Интервью с Игорем Слиньковым для журнала "Прана-инфо"

Серия интервью Праны-инфо продолжается! В этом номере — беседа с преподавателем центра йоги на Тимирязевской, автором книги и одним из ведущих «Первых шагов в йоге» Игорем Слиньковым.

Игорь, давайте начнем традиционно. Насколько нам известно, до преподавания йоги Вы были преподавателем МГУ. Что преподавали?

Это не совсем точная информация. Я окончил филологический факультет МГУ, но работал на кафедре в другом вузе (специальность – «русский язык как иностранный»). И то всего несколько лет. А потом ушел на «вольные хлеба» и долгое время преподавал исключительно частным образом: превращал абитуриентов МГУ в студентов МГУ.
До недавнего времени на гуманитарных факультетах Универа был очень высокий уровень требований: написать вступительное «сочинилово» на проходной балл можно было только при наличии серьезной литературоведческой подготовки. Вот этим я и занимался: выковывал из шалопаев-десятиклассников профессиональных «литведов» с концептуальным мышлением. Это было непросто – и поэтому увлекательно. Это был «вызов».

И как случилось так, что Ваш вектор преподавания сменился в сторону йоги?

В середине 2000-х в России началась реформа образования, и в конце концов на смену вступительным экзаменам пришел ЕГЭ – Единый государственный экзамен. В форме тестов. Вместо концептуального мышления от выпускников стало требоваться умение «разгадывать кроссворды» и заполнять бланки. И в этом уже не было ничего увлекательного. И не было никакого «вызова». Совсем. Представьте себе математика, которому после дифференциальных уравнений предложили вернуться к таблице умножения и палочкам для счета!
А я к этому моменту уже несколько лет занимался йогой. И это было более чем увлекательно, и это был еще какой «вызов»! Так что решение распрощаться с системой гособразования и переключиться на йогу созрело само собой. Потом был тичерз в «Пране» (самый первый, 2008-2009 гг.), сертификат инструктора «Ишвара йоги» по методике Анатолия Зенченко и… а дальше вы знаете.
Только я бы не сказал, что «вектор» очень уж сильно «сменился». Как преподавал интересующий меня предмет – так и преподаю. Как общался с большим коли- чеством людей – так и общаюсь. Только на другую тему.
Мне кажется, одно из главных достоинств профессии преподавателя йоги – независимость, автономность, предоставленность самому себе. Но мне это «йогическое» состояние-положение хорошо знакомо и по моей прежней работе. Так что всё новое – это переосмысленное старое на новом витке!

Насколько нам известно, у Вас на занятиях всегда аншлаг. Как Вы думаете, что так привлекает учеников на Ваши классы?

Наверно, об этом лучше спросить у самих учеников, которые своей фантастической «явкой» обеспечивают «аншлаги»! :) Хотя одно резонное предположение у меня есть. В прошлом году меня настиг персональный профессиональный юбилей – 25 лет преподавательской работы. Четверть века в профессии – не правда ли, достаточный срок для того, чтобы вникнуть в некоторые ее секреты?
Если вам (не дай Бог, конечно!) предстоит хирургическая операция, психологи- чески гораздо легче довериться врачу, который делает такие операции регулярно, на протяжении двух с половиной десятилетий.

Вероятно, значительная часть занимающихся на хатха-йоге — это те, кто посетили ранее Ваши «Первые шаги»?

Безусловно. И это радует! Тех, кто пришел на занятия не «с улицы», а с «Первых шагов», в зале сразу можно узнать. Потому что у них есть «база». Пускай они пока умеют делать только самые простые «трюки», но они их делают правильно, технически грамотно.
Здесь напрашивается аналогия из другой области. Мальчишка может сколько угодно бренчать во дворе на гитаре, но это будут все те же «блатные аккорды», та же «любительщина», тот же дилетантский «грязный» звук... Парень! Возьми несколько уроков у педагога! Тебе «поставят» руки, покажут гармонические ходы – и ты «зазвучишь» по-другому. Еще не виртуозно, но уже профессионально. Уже по рок-н-ролльному!)))

В одном из предыдущих номеров Дмитрий Демин рассказывал, как родилась идея «Первых шагов». Как случилось, что Вы стали их вести?

Очень просто. В открывшейся в 2011 году новенькой, «с иголочки» «Пране» на Тимирязевской образовалась вакансия преподавателя «Первых шагов». А я к тому времени уже приобрел опыт ведения этих занятий, заменяя других преподавателей. Вот и получилось, как в стихотворении Роберта Рождественского: «Если не я, то кто же? Кто же, если не я?».
«Первые шаги» представляют собой не сугубо практический, а обучающий, полутеоретический курс. То есть это прямое продолжение того, чем я занимался раньше. Объяснять что-то «с нуля», «от папы и мамы»… честно говоря, я не люблю помпезные фразы, но, видимо, в этом отчасти и состоит мое так называемое «призвание».

Что такого особенного в «Первых шагах»? Для чего, по-вашему, нужен этот курс?

Курс «Первые шаги в йоге» был создан Михаилом Галаевым и Дмитрием Деминым задолго до того, как я начал работать в «Пране». Методический план «Первых шагов» весьма обширен, поэтому он предоставляет преподавателям значительную свободу творчества, давая возможность по-разному расставлять те или иные акценты.
На мой взгляд, этот курс жизненно необходим.
Во-первых, как уже было сказано, «Первые шаги в йоге» дают начинающим необходимую «БАЗУ», без которой дальнейший прогресс в йоге немыслим. Если на первом этапе наработана правильная техника в самых простых асанах, это открывает путь к более сложным уровням практики.
Во-вторых, «Первые шаги» на 90% посвящены вопросам травмобезопасности.
Нет нужды объяснять, насколько это важно: ведь мы приходим на йогу, чтобы поправить здоровье, а не подорвать его. На «Первых шагах» новички узнают о наиболее травмоопасных ошибках в хатха йоге, которых необходимо избегать, чтобы практика не пошла по сценарию: «Прощай, йога! Здравствуй, доктор!»
В-третьих, начинающие знакомятся на «Первых шагах» со специфической терминологией йоги.
И потом, на поточных занятиях, они уже не вздрагивают при словах «адхо мукха шванасана» или «эка пада сарвангасана», решив, что инструктор грязно выругался.:) Они уже не озираются беспомощно по сторонам, когда преподаватель предлагает «закрыть таз» или «встать на начало коврика». Они уже «в теме», как теперь принято выражаться. По всем этим причинам работать с «выпускниками» «Первых шагов в йоге» легко и приятно!

Расскажите, как родилось Ваше пособие по «Первым шагам в йоге»? В чем состоят его особенности и задачи?

Мне доводилось преподавать разные предметы, и по каждому из них в конечном итоге «рождался» учебник. Научить чему-то другого человека можно только по СВОИМ учебным пособиям; чужие книги, даже очень хорошие, тут не помогут.
«Первые шаги в йоге» в этом смысле не стали исключением. Как только я начал вести этот курс на регулярной основе, сразу стало понятно: «отвертеться» от написания пособия не получится.
Вести обучающий курс без опоры на учебное пособие – и тяжело, и непродуктивно.
Во-первых, наше внимание имеет свойство рассеиваться. Используя иллюстрированный учебник, преподаватель получает возможность концентрировать внимание новичков на наиболее значимых моментах. «А сейчас смотрим на картинку такую-то!» – и вот уже все одновременно видят одно и то же и думают об одном и том же. И становится неважно, сколько человек присутствует на занятии – 5 или 50: если есть визуальная опора, никто из присутствующих не упустит самое важное.
Во-вторых, наше восприятие устроено таким образом, что мы практически всё  понимаем, но ничего не запоминаем с первого раза. Пособие по «Первым шагам» – это единственный «инструмент», позволяющий новичкам «унести с собой» то, что они узнали на занятиях. КПД занятий при использовании учебника возрастает на порядок.
В-третьих, в книге можно сообщить новичкам значительно больше информации нежели на трех полуторачасовых занятиях, из которых состоят «Первые шаги в йоге». Сами занятия становятся своего рода «ключом» к учебному пособию, поскольку и занятия, и учебник основаны на одной и той же логике и методологии. Располагая этим «ключом», начинающий может самостоятельно постигнуть то, на что во время занятий физически не хватает времени.
А создавалась книга так. На изготовление макета ушло около 3-х месяцев: нужнобыло логично и компактно расположить материал и подобрать в интернете подходящие иллюстрации. К сожалению, информация в сети не всегда надежна и корректна, поэтому многие изображения пришлось тщательно редактировать. Иногда, например, приходилось «отрезать» «неправильные» ноги у «йогина» на одном рисунке и «приделывать» ему ноги от «йогина» с другого рисунка.:)
Но в итоге, после всех поправок, после того как по книжке прошелся редакторским пером разработчик курса Михаил Галаев, получился вполне удовлетворительный результат.

Не входит ли в ваши планы написать и другие книги по йоге?

Помимо «Первых шагов» у меня есть еще одно пособие. Оно называется «ВТОРЫЕ ШАГИ В ЙОГЕ». В нем более детально рассмотрены некоторые моменты из первой книги и отражены нюансы продвинутого уровня практики. Иллюстрации в этой книге фотографические, на их изготовление потребовались почти 3 недели непрерывной работы. На большей части фотографий подробно и в разных ракурсах изображены ОШИБКИ при выполнении асан – по сути, это первый опыт учебника по йоге такого рода.
Книга «Вторые шаги в йоге» существует только в электронной версии, и все желающие могут получить ее БЕСПЛАТНО. Это не благотворительность, а трезвый расчет: мне гораздо проще работать с теми, кто пропустил через сознание информацию, изложенную в этой книге.

Нам известно, что периодически в Пране проходят Ваши встречи с учениками, в достаточно необычном для йога-центра формате: Вы даете концерты в стиле one-man-band — шоу одного человека. Грязный Гарри? Он — йог? :) Что общего между ним и Вами?

«Музыка-тексты-песни» – это еще более давняя история, чем «педагогика»: первые незамысловатые «шлягеры» (за которые теперь было бы мучительно стыдно, если бы они сохранились) я начал «мастерить» еще в школе. А потом были полуподпольные «квартирники», полулегальные концерты, «полуфирменные» записи в полудомашних студиях – вся эта рок-н-ролльная романтика эпохи горбачевской «перестройки».
«Грязный Гарри» – это мой лирический герой, мое alter ego. Йог ли он? В известном смысле – да. Ведь «йога» в переводе с санскрита означает «связь», «соединение»… Если бы преподаватель йоги Игорь Слиньков проводил занятия в «Пране», а Грязный Гарри музицировал наедине с собой или для другой аудитории – это вряд ли было бы «йогой»: две субличности существовали бы в разных измерениях. Но когда Грязный Гарри концертирует в «Пране», происходит слияние обеих персоналий – то есть самая настоящая «йога-связь»…
К слову: когда я преподавал абитуриентам литературу, я не пел своим ученикам песенок Грязного Гарри. Они даже не знали, что такой персонаж существует. «Мухи – отдельно, котлеты – отдельно» – вот как это выглядело. И это, конечно, не было «йогой». А теперь – всё наконец соединилось и срослось.
Ну а формат one-man-band – это уже проявление такого «качества» йоги, как автономность и самодостаточность. В ранней юности чрезвычайно важно быть частью сообщества – например, участником рок-команды. Потом приоритеты меняются и более привлекательным становится то, что не связано с коллективом и с «местом в строю». «Сам себе режиссер»… «Сам себе рок-группа»… Благо, разные умные электронные «машинки» предоставляют такую возможность. Надо только приспособиться вовремя жать на педали.
Скорее всего, в скором времени состоится еще один полномасштабный электрический «сейшен» Грязного Гарри. Персонаж с псевдонимом «ГРЯЗНЫЙ Гарри» в сияющем ЧИСТОТОЙ зале центра йоги «Праны» – это ли не «связь», это ли не «йога»?)))

Вдохновляет ли Вас что-то еще, помимо йоги?

Вдохновляют самые разные и порой самые неожиданные вещи. Тот же «Грязный Гарри» – время от времени очень даже вдохновляет.)))
А еще… Например, со мной водят дружбу... ЖИВОТНЫЕ! Домашних питомцев у меня нет, а вот «дикие звери»… странно, но они почему-то совсем меня не боятся и сами напрашиваются на общение. Поедешь на работу – непременно увяжется провожать до станции уличный кот. Купишь слойку – а на тебя уже пристально смотрит бусинами глаз ожидающая дележа ворона или поводящая чутким носом крыса – «тёртый ветеран помоек» из антиутопии Дж.Оруэлла. Выйдешь на балкон – и вдруг на карниз садится до абсурда ручной голубь. Отправишься на природу – тут же является «потусить» безумно красивый жук-бронзовка или здоровенная, по меркам наших широт, ящерица. Очень необычное ощущение, когда чешуйчатый «ящер» сидит у тебя на плече и своим раздвоенным языком лакает воду из бутылочной крышечки – прямо из рук! Как-то раз практиковал на берегу озера – и ко мне на коврик приполз… полуметровый уж. С минуту понаблюдал, как выполняется Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасана, а потом уполз восвояси. Эх, жаль, не было фотоаппарата и блюдечка с молоком: ужи, насколько мне известно, любят молочные продукты! Просто какая-то карикатура на гуру, прочно утвердившегося в Ахимсе!))) Мне ведь, понятное дело, очень далеко до таких просветленных состояний сознания…