Антон Никулин: размышления о йаме и нийаме
Мы живём в удивительное время! Никогда в истории человечества не было возможности так скоро и легко перемещаться в пространстве, так просто и открыто общаться и быстро обмениваться информацией, так долго не воевать и так просто поддерживать устроенный быт, так свободно выбирать направления и формы своей деятельности и своей практики личностного развития и роста! Особенно на территории нашей страны.
Вероятно, именно потому, что ещё недавно всё это было иначе, попытки просто брать и делать упражнения йоги приводят
не только к желаемым результатам, но ещё и вызывают к проявлению такие процессы в теле и душе, встретиться в себе с
которыми не каждому охота. Чем старательнее человек упражняется, тем ярче проявляется снаружи всё, что реально
происходит неведомо глубоко внутри. Возникает положение, когда человек чувствует серьёзную опасность и хорошую
возможность - кризис...
Одни люди на таком этапе прекращают практику, другие чётко ограничивают её “физкультурой”, иные заинтересовываются,
ищут, в чём дело, и расширяют практику, включая в неё также всю сферу своей души. В награду последние обнаруживают,
что именно социальная ситуация их развития, запечатлённая в характерных привычках тела и установках души, в
сочетании с природными предрасположенностями, привычно управляет ими на коврике для хатха-йоги и вне его. Тогда им
открываются описание и практика первых ступеней практики йоги - ЙАМ и НИЙАМ. Эта практика помогает всем имеющимся
особенностям начать проявляться и трансформироваться. А что такое йога для Вас?
Йамы - обуздания, поводья - и нийамы - неизбежности, установившиеся свойства - упоминаются в разных текстах по йоге.
Патаньджали перечисляет в “Йога-сутрах” пять йам и пять нийам.
Йамы: 1)а-химса - отсутствие желания убивать, 2)сатйа - истинность, то есть соостветствие того, что человек думает,
говорит и делает, 3)а-стэйа - некрадение, то есть соблюдение границ ментального, эмоционального и физического
пространства человека, 4)брахмачарйа - божественное обхождение, то есть внеролевое сущностное отношение ко всем,
5)а-париграха - ненахватывание всего вокруг, то есть избирательность, умеренность и самобытность в думах, словах и
делах.
Нийамы: 1)щауча - честь, то есть чистота тела, речи и ума, 2)самтоша - совершенная удовлетворённость,
самодостаточность, 3)тапас - пыл, то есть использование для роста в практике всех жизненных ситуаций, 4)сваадхйаайа
- повторение, осмысление накопленного в культуре опыта, 5)иищварапранидхана - предание себя изначальному
безграничному владыке, то есть опытное переживание себя в беспредельном гармоничном разумном пространстве - космосе,
сознавание себя проявлением этого всеобъемлющего существа.
Понимание и применение этих йам и нийам как системы правил намеренного выстраивания поведения человека ведёт к
серьёзным рассройствам работы его тела и души. А вот в качестве признаков, индикаторов качества состояния человека
они очень интересны и продуктивны. И если естественно человек внутри или снаружи проявляется отлично от описаний йам
и нийам, принося страдания себе самому и окружающим, то на практике это говорит о наличии у него ресурсов энергии,
недоступных для творческого использования в данный момент, но могущих трансформироваться и запитать его практику
йоги во всех её аспектах. Практика тогда подобна парусному кораблю, на котором йамы - канаты , а нийамы - паруса.
Подует ветер, и наполнит паруса, и заскрипят канаты и напрягутся корпус и мачты, и пойдёт практика по волнам сама
собой. Ни толкать её, ни тянуть ни возможности, ни нужды нету...