Женщина в йоге: женское и мужское начала | Центр йоги Прана

Женщина в йоге: женское и мужское начала

Наш мир считается мужским, так уж исторически сложилось. Женская логика является поводом для бесчисленных шуток, в то время как мужская признается железной. Большинство мастеров в йоге – это представители мужского пола, а женщины в основном являются новичками и учатся у мастеров-мужчин. Когда женщина встает на путь йоги, бывает, что ей очень хочется учитсья мастерству именно у женщины, а это не всегда удается. Но даже если все учителя – мужчины, они могут научить многому. Однако на определенном этапе в женщине начинают аккумулироваться мужские качества, которые со временем могут брать верх над женскими качествами. Какое-то время женщине это может даже нравиться, однако со временем приходит понимание того, что, придя в этот мир женщиной, путь развития нужно проходить именно женский. И тогда наступает время размышлений о том, в чем же заключается специфика женского пути в йоге и как он может отличаться от мужского. Именно подобные мысли и отражены в данной статье.

В настоящее время хатха-йога, которая преподносится как интегральный тренинг, в значительной степени характеризуется развитием «силы», которая является мужским качеством, поэтому женщина, которая под руководством инструктора-мужчины практикует хатха-йогу, в определенный момент начинает чувствовать в себе преобладание мужской энергии.

Это связано с тем, что для женщины, основной функцией которой является сбережение, сохранение накопленного, не характерны и «работа с пределом», «вызовы». Поэтому женщинам совершенно не нужно надолго входить в сложные асаны, выполнение которых требует значительных трат сил и сопровождается физическим дискомфортом. Гораздо более эффективными являются длительная фиксация несложных базовых поз и мягкое, постепенное движение к сложным позам без фиксации на начальном этапе и с направлением основного внимания на процесс входа в асаны и выхода из них.

Для женщин, в отличие от мужчин, при выполнении асан более важными, чем длительная фиксация поз, являются мягкое, плавное вхождение в позу и выход из нее, ведь, в соответствии со словами А. Сидерского, который писал о том, что мужчина – это точка, а женщина – поток, женская «сила», энергия «тха», растет при мягком, медленном перетекании из позы в позу, а мужская, энергия «ха», прибавляется при долгом удержании.

Неудивительно, что мужчины проще осваивают силовые асаны, потому что мужскому характеру присущи мощь и сила, а женщины – те асаны, которые направлены на развитие гибкости и на растяжку, т.к. мягкость и текучесть присущи женскому характеру.

Cказанное выше позволяет сделать вывод о том, что, что женщинам в большей степени следует практиковать те асаны, которые даются им легко, однако это не совсем так: хатха-йога предполагает гармоничность сочетания в энергоструктуре человека обеих энергий, мужской и женской.

Для женщины позы, направленные на развитие силы, имеют большое значение, т.к. их освоение закаляет силу духа, повышает уверенность в себе. Однако их освоение не должно производиться в штурмовом режиме, характерном для мужчин: это не приведет к возникновению необходимого эффекта. Женщине важно для начала приобрести хорошую растяжку, и только после этого на основе растяжки нужно осваивать силовые позы так, как об этом сказано выше – начиная с концентрации на входе в асаны и выходе из них.

Хорошая гибкость тела, достаточная растяжка приводят к тому, что силовые позы становятся одновременно позами на баланс, и для входа в асаны (например, бакасана, урдха куккутасана, пинча маюрасана) требуется уже не приложение силы, а ощущение собственного тела и умение распределить нагрузку так, чтобы силовая нагрузка была минимальной. В случае, если тело является достаточно гибким, при выполнении силовой асаны можно найти такое положение, которое позволит удерживать силовую асану, прилагая при этом минимум усилий. Поэтому основное внимание при освоении асаны должно уделяться нахождению указанного положения, что со стороны и будет восприниматься как вход в асану и выход. Следующей ступенью будет увеличение продолжительности фиксации асаны, при этом следует обратить внимание на то, что из позы нужно выходить, когда силы еще есть, контролируя свои движения так, чтобы они были осознанными и плавными, а чрезмерно долгое удержание позы может привести к нежелательно резким движениям.

Аштанга Виньяса Йога уделяет значительной место виньясам, ведь перед выполнением асан, направленных на развитие гибкости, мужчины должны разогреть тело как следует. Обычно выполнение виньяс не вызывает затруднений у мужчин, а вот женщин утомляет достаточно сильно. Со временем женщины привыкают к виньясам, при этом они становятся сильнее, однако из-за увеличения мышечной крепатуры женская гибкость может даже в некоторой степени снизиться. Тем не менее, природная предрасположенность женского тела к хорошей растяжке даже без предварительной подготовки позволяет женщинам легко осваивать Аштанга Виньяса Йогу, в особенности если основные асаны проработаны и тело является в достаточной степени гибким.

Поспешность женщины в освоении силовых поз может привести к тому, что она превратится в подобие мужчины. Поэтому развитию мужских качеств должно предшествовать развитие женских качеств, наработка опыта в мягком, плавном женском стиле. Осознание женщиной того, что для нее естественно и первично, опора на природную гибкость и мягкость позволяют ей проще и быстрее их осваивать силовые асаны, при этом женщина, не причиняя ущерб своим женским качествам, приобретает необходимые ей мужские качества, выводя свою энергосистему на новый уровень функционирования.

В настоящее время йога в москве приобретает все большую популярность. Женщины, как и мужчины, достигают высокого уровня практики. В центре йоги «Прана» можно найти и мужчин, и женщин, владеющих мастерством йоги на высоком уровне и готовых поделиться своим опытом.