Интервью с Александром Таишевым для журнала "Прана-инфо" | Центр йоги Прана

Интервью с Александром Таишевым для журнала "Прана-инфо"

Александр, добрый день. Расскажите, пожалуйста, каков Ваш путь в йоге? Как все начиналось.

Я начал йогическую практику более 20 лет назад. Как и многие в те времена, я занимался каратэ. У нас была небольшая группа единомышленников, которая занималась восточными единоборствами: мой брат Камиль, Сергей Сидорцов, Анатолий Зенченко, Максим Ясочка. Наши занятия каратэ были с претензией на искусство, и вскоре появилась потребность в чем-то большем: хатха йога была хорошей альтернативой. Так жизнь свела с первым наставником по йоге, Виктором Солоницыным. Эта фамилия мало что скажет вам: он был известен только в кругу тех, кто был тогда в нашей небольшой группе. Уже тогда у Виктора был достаточно серьёзный йогический опыт, он практиковал пранаяму и у него была информация, которой в те времена было практически не найти, не из книжных перепечаток, а личный опыт практики, которым он с нами делился. И мы первые годы консультировались у него по разным вопросам практики. Затем попалась книга Б.К.С. Айенгара «Взгляд на йогу» и это был, пожалуй, первый системный источник о практике асан, по которому я начал целенаправленно практиковать. После 2-3 лет практики была встреча с Андреем Сидерским, которая перевернула подход к практике асан.

Я продолжал практиковать, используя новые ключи и подходы, переосозновая то, что я делаю: это помогало постоянно идти вперёд. Я занимался по 4-5 часов в день. Как бы банально это ни звучало, подталкивали меня именно поиск глубины и потребность внутренне развиваться, неудовлетворённость тем состоянием, в котором я находился. У меня была масса вопросов, на которые я не мог дать ответы, так как в то время не было прямого учителя, который мог вести по этому пути.
В своей практике, на начальном этапе, приходилось проходить через свой опыт понимания того, что я делаю, и наблюдения за тем, что происходит со мной во время практики. На этапе «без прямого учителя» это был единственный путь развития. Выполняя классические йогические практики, я постепенно понимал более глубокие аспекты, по крайней мере, на доступном для меня уровне. Пожалуй, ещё тогда я оценил большое преимущество практического аспекта хатха- йоги. Когда через действия и выполнение йогических практик приходит понимание внутренних процессов. Это отложило отпечаток на отношении к практике как к реальному методу, который способен помочь измениться.

Продолжая практиковать, находясь в поиске, понимал, что та информация, которая у меня есть, не целостна. И лишь только мастер йоги сможет показать и объяснить все тонкости продвижения по этому пути. Спустя некоторое время я встретил своего мастера в традиции великого индийского мастера йоги Шри Девраха Бабаджи. Полученная от него информация закрыла пробел в техниках и знаниях, связанный с внутренним и энергетическим аспектами йоги. Полученная информация помогла углубить те практики, которые я практиковал, и перевела занятия на качественно новый уровень.

Сейчас, в наше время, уже практически невозможно почувствовать, в каком информационном вакууме мы находились в самом начале пути, не имея возможности знакомиться и обучаться у реальных мастеров йоги, получать прямые передачи в закрытые техники йоги. Мне понравилось, как кто-то из практиков сказал: «Я начал практиковать, когда ещё не было Wi-Fi :) Смешно, конечно. Но тот информационный вакуум научил очень сильно ценить каждое слово и каждую практику, которые даёт мастер. Сказанное мастером слово может реально повысить эффективность процессов в йоге.

Насколько нам известно, на данный момент наиболее актуальными для Вас являются «крийя-йога» и Ваша собственная методика Чакра Садхана. Расскажите, откуда взялось название? Это Ваш собственный способ работы с телом или Вас этому научил Ваш учитель?

Да, несколько лет я изучаю «Крия йогу» у своего мастера. По сути, это направление включает в себя аспекты: пратьяхары, дхараны и дхияны. Понимание тонких энергетических процессов в личной практике очень сильно повлияло на все, что я делаю и преподаю сейчас по отношению ко всем аспектам: асанам, пранаяме и другим техникам. Когда понимаешь алгоритмы работы с энергией, происходит переосознание всей практики, начинаешь более глубоко чувствовать, зачем выполняется та или иная последовательность, какая взаимосвязь между вытяжением или напряжением группы мышц и внутренними энергетическими процессами. Физическое тело осознается как инструмент, с помощью которого происходит управление внутренними процессами, которые связанны с энергетическим телом и сознанием. Акцент с физического тела переходит на внутренние процессы, что, на мой взгляд, делает практику йоги не просто полезной гимнастикой, а уже затрагивает более глубинные состояния сознания, которые находятся в нас самих. Именно это даёт возможность избавиться от глубинного напряжения, отпустить тяжесть тяжёлых эмоций и воспоминаний, которые отложены в нашем тонком теле в виде блоков и застоя энергии и препятствуют осознанию своей божественной природы, которая находится в каждом из нас.

В определённый момент я понял, что то, что я даю на своих семинарах и мастер-классах, это не просто «хатха», а в нем претензия на более глубокую внутреннюю составляющую, что я уделяю время не только отстройке физического тела, но и воздействию практик на активизацию и гармонизацию энергетических центов, «чакр». Направление «Хатха Йога, Чакра Садхана» это моё виденье практики, которое базируется на классических техниках йоги и сочетает в себе глубинную проработку физического тела (асаны, шаткармы, пранаямы) с более тонким практиками, которые направлены на гармонизацию энергий тонкого тела нади и чакр. Чакра (санскр «круг», «колесо», «диск») — это тонкие энергетические центры, расположенных в местах нервных сплетений, являются связующим звеном между физическим, эфирным и астральным телами человека. Са́дхана (Sādhanā) — санскритский термин, которым в индуизме называют практику (различные виды упражнений), которые приводят в гармоничное состояние тело и душу. То, что я раскрываю на семинарах и мастер классах, это не книжная информация: за этим стоит реальный многолетний личный опыт прохождения по пути йоги.

Более 10 лет я интенсивно занимался практикой асан. Я добился очень глубокой и доскональной работы с физическим телом. Я выполнял длительные фиксации в предельных асанах, добиваясь гармоничного сочетания силовых асан и переходов, сочетание асан на глубинное максимальное вытяжение. И через некоторое время почувствовал, что делаю практически все, к чему я стремился на уровне физического тела, а тонкости и глубины погружения не хватало. И лишь после того, как я соприкоснулся с фундаментальными энергетическими аспектами крия йоги, я осознал, какая мощь стоит за внутренними практиками. Мне это помогло раскрыть ту самую суть, которая находится в асане.

В определённый момент я увидел, что есть люди, овладевшие практикой асан, но понять и прочувствовать более тонкие аспекты практики асан и пранаям им очень непросто, т.е. они не могут ощутить воздействие практик в полной мере. Для того, чтобы реально начать чувствовать эффект от внутренних техник, нужно нарабатывать другие инструменты, кроме владения физическим телом: концентрация внимания, работа с умом, дыханием. Но самое, пожалуй, важное, что «Чакра Садхана» даёт на начальных этапах, это возможность почувствовать связь физического с энергетическим телом. Способность осознавать и чувствовать энергетическое пространство во время практики. У практикующих появляются вкус и вера в то, что от тонких энергетических процессов зависят грубая материя, тело и состояние нашего сознания, и в связи с этим появляется возможность самостоятельной внутренней коррекции. И ум начинает верить в реальность этих процессов. И неважно, только начинаете Вы заниматься йогой или за плечами у вас многолетний опыт практики асан. С позиции своего опыта могу однозначно сказать: чем раньше вы начнёте работать и осознавать внутренние энергетические аспекты практики йоги, тем эффективней будет ваше развитие, в каком бы направлении вы ни занимались.

На своих семинарах и мастер-классах я делаю акцент именно на этом: чтобы практики через уже знакомый для себя инструмент физического тела смогли прочувствовать силу, глубину и эффективность воздействия на тонкое тело, на чакральную систему, внутреннее состояние и сознание через практику асан и не только.

В основном, Вы ведете выездные семинары и мастер-классы. Ведете ли Вы регулярные занятия?

В данный момент я больше провожу мастер-классы в Москве. Моя основная деятельность это проведение обучающих семинаров базового уровня и инструкторские курсы в Подмосковье, в городах России и за рубежом. Регулярные занятия в настоящее время я не провожу. У всех желающих, пройдя мой семинар, появляется возможность самостоятельно практиковать отдельные блоки, которые дополняют любую практику асан.

Фотографии из серии «Практика — жизнь» с участием Марии Шалимовой и Вас украшают фотогалерею Праны на Баррикадной. Расскажите, пожалуйста, немного о съемках.

В фото-проекте Маши Негреевой «Практика-жизнь», которая представлена в Пране на Баррикадной, представлены не все работы, которые были сняты. Надо отдать должное Маше Негреевой и Маше Шалимовой за создание этого проекта, всегда интересно сотрудничать с интересными творческими людьми, которые практикуют йогу. Сам творческий процесс, который был в фотостудии во время съёмки, был завораживающий: понимали друг друга с полуслова и получилось, на мой взгляд, донести то, что хотели передать через фотоработы. Мне как человеку с художественным образованием было интересно участвовать в этом проекте, поскольку это не просто техническая съёмка асан. Каждое фото это завершённая композиция, со своей смысловой нагрузкой. Мне кажется, всегда интересно смотреть на неоднозначные композиции: в них есть эффект незавершённости и многозначности и каждый смотрящий на них увидит что-то своё... Интересно, когда асана вплетается в композицию и помогает передать то, что невозможно передать словами.

Расскажите, пожалуйста, легко ли Вам работать в предельных асанах? Сколько лет практики Вам для этого потребовалось? Обязательно ли вообще работать для достижения телом именно предельных положений?

Лет через 6 регулярных занятий я начал выполнять сложные асаны. Я точно не помню, когда я начал делать условно-предельные асаны. «Условно» - потому что предел у каждого свой. Для меня это та асана, которая является предельно глубокой, но не вредит физическому телу. На мой взгляд, это скорее побочный эффект регулярной практики. Выполнение предельных асан прежде всего показатель того, что человек практикует долго и упорно, хорошо владеет своим телом, знает биомеханику и правила грамотной работы с физическим телом. Другой аспект предельных форм заключается в ином процессе, который происходит не автоматически. Такие асаны создают условия для раскрытия энергетической структуры на тонком уровне, через предельно комфортное вытяжение. Но этот аспект уже очень внутренний: либо практик позволяет запустить этот процесс либо нет. Далеко не всегда высокий уровень проработки физического тела говорит об уровне продвинутости в практике йоги и развитии осознания.

Не так давно общался с сильным мастером по йоге; говорили обо всем, кроме йоги, понимая, что у каждого своя практика и своё виденье. Приятно было то, что в разговоре на достаточно отвлечённые темы, напрямую не связанные с йогой, чувствовались его глубина и мудрость по отношению ко всем аспектам жизни. В который раз я убедился, что неважно, какую практику человек выполняет, поскольку венец ее это всегда состояние человека, в котором он живёт и проявляет себя в мире. На мой взгляд, именно это и является критерием того, что человек практикует. А практика может быть у каждого своя.

Вы не только преподаватель йоги, а ещё и художник. Учились ли Вы где-то рисовать?

Так сложилось, что мой отец был архитектором и художником. И потому любовь к искусству была привита с детства. Я учился в художественной школе, затем закончил университет, связанный с изобразительным искусством.

Связаны ли йога и живопись?

Я бы назвал живопись одним из вариантов «внешнего» проявления творческой энергии, которая культивируется во время практики йоги. Чтобы отследить реальную взаимосвязь живописи и практики, вы можете порисовать сразу после практики йоги, в тишине, наедине с самим с собой, так, чтобы рисование стало продолжением того медитативного процесса, на котором завершилось ваше занятие.

Одна из идей сочетания изобразительного искусства и йогической практики заключается в том, что после практики человек даёт себе время и возможность зафиксировать новые качества, которые активировались или открылись благодаря практике йоги. Нашему уму бывает непросто сконцентрировать внимание на внутренних изменениях в течение длительного времени. И не всегда наш ум способен уловить и зафиксировать возникшую после практики тонкость восприятия и удерживать ее в повседневной жизни. Рисование, как и любой творческий процесс, требует от нас полной самоотдачи, мы остаёмся наедине с самим собой, своими мыслями и внутренним пространством, начинаем более глубоко понимать и исследовать себя. Не всегда легко передать словами те тончайшие переливы состояний, внутренних открытий, свидетелями которых мы неожиданно оказываемся в нашей практике. Живопись помогает практикующему шаг за шагом осознать свои внутренние процессы и через искусство глубже понять свою природу, раскрыть и переосознать то, что открывает практика йоги. Часто новое состояние внутреннего света, освобождения от эмоциональной тяжести легче зафиксировать в своём уме через цвет, линию, форму, композицию. Помимо того, что сам творческий процесс интересен и приятен, он помогает отслеживать произошедшие во время практики перемены, которые остаются где-то там за ширмой слов и важны в первую очередь только для самого практикующего.