Интервью с Александром Смиркиным, преподавателем Аштанга-йоги и идейным вдохновителем Prana Ashtanga Yoga School | Центр йоги Прана

Интервью с Александром Смиркиным, преподавателем Аштанга-йоги и идейным вдохновителем Prana Ashtanga Yoga School

Уже больше года в центре йоги «Прана» работает и активно развивается школа Аштанга-йоги, которая собрала под своим кровом учеников, которые занимаются Аштанга-йогой. В этом номере — интервью с Александром Смиркиным, благодаря которому эта школа появилась в «Пране».

— Саша, расскажи, пожалуйста, про Prana Ashtanga Yoga School. Когда она была основана, кто входит в состав учителей школы? Сколько уже учеников?

— Официально школа была основана в июле 2015 года. В её состав, помимо меня, вошли Наташа Савина, Алёна Бородиновская и Виктор Артамонов. Позже к нам присоединилась Аня Ян. Таким образом, у нас подобралась опытная команда преподавателей, как авторизованных, так и регулярно обучающихся в Krishna Pattabhi Jois Ashtanga Yoga Institute (KPJAYI) — главной школе аштанга-йоги в городе Майсур (Индия). Нам помогает группа ассистентов, которых мы обучаем и готовим к тому, чтобы со временем они смогли вести в школе самостоятельные программы.

Однако, аштанга-йога в традиции Шри К. Паттабхи Джойса в качестве одного из направлений йоги развивалась в «Пране» с момента открытия центра, то есть с 2007 года. Я начал вести здесь классы в 2008 году. За это время в центре поработали многие уважаемые преподаватели нашей традиции. В «Пране» проводили свои семинары учителя с мировым именем: Петри Ряйсянен, Лино Миеле, Марк и Джоан Дарби, Ларуга Глейзер, Говинда Кай. В рамках мероприятий, организованных партнёрами центра, в его залах обучали Р. Шарат Джойс и Сарасвати Джойс (хранители традиции), Ричард Фримен, Кино Макгрегор и Эдди Стерн. При поддержке центра были изданы две книги Петри Ряйсянена по первой и второй сериям аштанга-йоги. Сегодня это наиболее полное и наглядное описание традиционной последовательности на русском языке.

К середине 2015 года в центре сложились условия для того, чтобы коллектив прановских аштангистов выделился в школу с программой, включающей все традиционные аштанговские формы обучения. А самое главное, это была команда единомышленников, которая с уважением относилась друг к другу и к своим коллегам «по цеху».

Сейчас в нашей школе более 200 учеников, многие из которых практикуют аштангу практически ежедневно на утренних майсор-классах.

— Есть ли специальные критерии того, как стать студентом школы? Например, если практикующий посещает и аштанга-йогу, и хатха-йогу, и йога-нидру — является ли это ограничением?

— Мы открыты для всех, не зависимо от того, чем человек занимается вне аштанги. У нас есть два вида занятий, которые проводятся в привычном для всех групповом формате — это классы для начинающих и лед-классы (1 серия). Участие в них никак не ограничивается, за исключением того, что посещение лед-класса предполагает готовность к интенсивной динамической практике. Тот, кто пока не уверен в своей подготовке, может предварительно посетить классы для начинающих или один из вводных курсов выходного дня, которые регулярно, с периодичностью раз в один-два месяца, проводятся в школе.

Однако, стать постоянным студентом школы, то есть приступить к серьезному освоению этого направления так, как это делается во всем мире, можно только на утренних майсор-классах — классах самостоятельной практики. Это налагает определенные требования на практикующих, которые перечислены в нашей памятке: 1) возможность заниматься утром на постоянной основе, не менее 3-х раз в неделю (с постепенным выходом на этот режим), 2) готовность к длительному (в течение нескольких недель) процессу введения в практику, 3) готовность к самостоятельной работе в классе, под присмотром и с периодической, но не постоянной, помощью преподавателя, 4) обладание упорством и решительностью, так как результат в аштанге приходит постепенно, для кардинальных изменений необходимо несколько лет постоянной практики.

— Насколько я понимаю, Prana Ashtanga Yoga School — это сообщество, группа по интересам. Есть ли у школы расписание встреч вне занятий? Семинары? Социальные группы?

— Несомненно, социальный аспект очень важен в аштанге. Прежде всего для мотивации и поддержки на этом нелегком пути, а также для обмена опытом в решении возникающих проблем. У нас есть группа в Facebook, а летом мы проводим короткие выездные семинары, которые позволяют нашим ученикам поближе узнать друг друга и преподавателей.

Но я не сторонник регулярных заманиваний на практику посиделками, мотивационными постами в интернете или пряничками. На мой взгляд, ученики должны приходить не за сладостями, а за праной. Для этого им надо как можно быстрее почувствовать её на «вкус». В противном случае, со временем у них выработается не пранический, а «прянический» условный рефлекс.

— Расскажи про специальную карту Prana Ashtanga Yoga School.

— Эту карту получают лучшие из студентов, которые практикуют регулярно и с усердием. Это костяк нашего дружного коллектива, служащий источником вдохновения и поддержки для остальных. Для получения карты необходимо в течение трёх месяцев посещать не менее 12 утренних майсоров в месяц (в любом из наших клубов), но не менее одного майсора в неделю. Это очень значительный вызов и тот, кто справляется с ним, может с полным основанием считать себя избранным.

— Аштанга-йога — это многогранный и не всегда понятный для практикующих другие стили йоги мир. Мог бы ты рассказать более подробно о внешней форме практики аштанга-йоги? Что такое майсор-классы (и, кстати, почему они так называются) и чем они отличаются от классов под счет?

— Майсор-классы получили своё название от города Майсур, где, как уже говорилось выше, расположена наша главная шала — KPJAYI. В ней этот вид обучения является традиционным и основным. По сути это класс совместной самостоятельной практики, где каждый выполняет свою часть последовательности в своём размеренном ритме дыхания с полной концентрацией внимания на выполнении асан и виньяс, не отвлекаясь на внешние объекты. Такой поток вводит практикующего в состояние, которое можно назвать «медитацией в движении». Мы считаем, что так, от работы с телом человек постепенно переход к работе с сознанием.

Майсор-класс открывает уникальные возможности для преподавателя, и это самым положительным образом сказывается на учениках. Во-первых, преподаватель не отвлекается на ведение класса и может внимательно следить за практикующими, за тем насколько корректно они выполняют асаны и виньясы. Ошибки, как правило, исправляются не вербально, а с помощью правок (аджасмента), что позволяет не нарушать концентрации и спокойной атмосферы класса. При необходимости, преподаватель может задержать практикующего в асане на большее количество дыханий, дать краткие рекомендации по её выполнению, предложить упрощённый вариант или ответить на неотложный вопрос.

Во-вторых, поскольку майсор-классы проходят каждый день и многие занимаются ежедневно, преподаватель очень хорошо узнает тела своих учеников, учится отслеживать их изменения в зависимости от качества практики. День за днём по нескольку часов преподаватель совершенствуется в правке, видит результаты своей работы, получая обратную связь от учеников на физическом, психологическом и энергетическом уровнях. Постепенно он становится опытным правщиком, у него вырабатывается чутье на грамотную правку, которое приходит только от многолетнего опыта, а не от посещения курсов по правке. Развивается интуиция и понимание пределов, которые могут достигнуть ученики, а также времени, когда они будут к этому готовы. Помимо этого, налаживаются правильные отношения между учителем и учеником, основанные на взаимоуважении и ежедневном обучении.

Однако, чтобы все происходило так, как описано выше, начинающий (или тот, кто раньше посещал только лед-классы, не зависимо от уровня его практики), приходя на майсор-класс, должен настроится на серьезную, долгую, и, самое главное, самостоятельную работу. Он должен как можно быстрее выучить последовательность и приступить к её освоению, не ожидая постоянной помощи преподавателя. Конечно же, начинающий будет находиться под присмотром, но с ним никто не будет нянчиться. Чем чаще и вовлечённее он будет заниматься, тем больше внимания ему будет уделять преподаватель.

— Как проходит курс «Введение в аштанга-йогу»? Будущим аштангистам следует начинать с него?

— Жаждущему заниматься не следует ждать курса, он может сразу прийти на майсор-класс, с учетом особенностей этого класса, которые описаны выше. После этого он сможет посетить ближайший вводный курс. Как правило, это более продуктивно, так как некоторый практический опыт перед курсом позволяет лучше усвоить информацию.

На курсе, который состоит из двух занятий в выходные дни, происходит: 1) постепенное освоение важнейших техник аштанга-виньяса-йоги, 2) постановка правильного дыхания, 3) ознакомление в принципами корректной работы позвоночника, 4) практическое изучение сурья-намаскар и базовой последовательности асан и виньяс, 5) краткое введение в историю и философию традиции, 6) знакомство с правилами пения мантр.

— Какие планы у вашей школы на будущее?

— Мы планируем расширять и совершенствовать нашу программу обучения. Во-первых, продлить утренние майсор-классы до 12:00-12:30, а также открыть вечерние майсоры с 17.30 до 20.30. Однако, здесь мы ограничены возможностями центра «Прана» по наличию свободных залов.

Во-вторых, в следующем году мы начнем вести регулярные ежеквартальные курсы по технике выполнения асан и виньяс. Часто с течением времени технические аспекты практики «стираются» из телесной памяти учеников, у них вырабатываются неправильные автоматизмы. Для их устранения и предназначены эти технические курсы, которые мы будет рекомендовать посещать всем без исключения ученикам нашей школы.

В-третьих, мы начнем вести профессиональные курсы по правкам, которые предназначены, прежде всего, для наших ассистентов и тех, кто готовится им стать. Слушатели со стороны смогут посещать их на определенных условиях.

Помимо этого, мы планируем проводить регулярные выездные семинары (ритриты) в летнее и зимнее время, разнообразные мастер-классы по освоению тех или иных техник, групп асан и виньяс, а также приглашать в нашу школу учителей с мировым именем. До встречи на наших мероприятиях!

— Что есть такого в философии аштанги, что может взять себе на вооружение любой практикующий?

Аштанга-йога, как серьезная и регулярная работа с телом, очень быстро заставляет ученика от философствования на тему традиционных ям и ниям перейти к их практическому применению. Когда-то я сформулировал это следующим образом: «Практика аштанга-виньяса-йоги очень мягкая и медитативная. Вы обязательно почувствуете это, если будете контролировать дыхание и бандхи, а также соблюдать базовые принципы аштанга-йоги: ахимсу — не применять насилия к собственному телу, астею — не гнаться в своей практике за другими, сатью — правдиво принимать все ограничения своего тела, апариграху — продвигаться вперед с терпением и умеренностью, без “жадности до прогресса”, и, наконец, сантошу — не падать духом и радоваться каждому мгновению на коврике. Терпение и вера в практику (шраддха) — ключ к успеху».

Саша, благодарю за интервью!