Интервью с Оксаной Чернушич для журнала "Прана-инфо" | Центр йоги Прана

Интервью с Оксаной Чернушич для журнала "Прана-инфо"

Мы продолжаем серию интервью с преподавателями центра йоги Прана. Сегодня у нас в гостях Оксана Чернушич, инструктор хатха-йоги, ведущая семинаров по сукшма-вьяяме и храмовой гимнастике.

Оксана, расскажите, пожалуйста, давно Вы преподаете йогу? Как-то Вы сказали, что Вам нравится работать с новичками. Почему? Во время занятий Вы даете необычные практики, которых мы не встречали у других преподавателей. Расскажите, пожалуйста, как Вы о них узнали?

Я начала преподавать йогу лет 10 тому назад, примерно, в году 2003-м. Вела занятия на пару с подругой в небольшом арендуемом зале подвального помещения. Работали, в основном, в стиле «Аштанга виньяса йога» и посещали нас постоянно человек десять. Через год-другой меня пригласили проводить занятия для менеджерского состава магазина «Ашан» и, постепенно, я полностью переключилась на эту группу, проработав с ними около пяти лет.

Параллельно с «Ашаном», мне и моей подруге была предоставлена возможность организовывать в Москве бесплатные спонсорские семинары видных учителей различных направлений йоги со всего мира. Одним из них был Рейнхард Гамментхалер, преподававший на занятиях йога-сукшма- вьяяму. Это были простые, в основном, дыхательные упражнения для исцеления и очищения тела. При внешней простоте, эффект от них удивительный. Но я не сразу оценила по достоинству эту практику.

Позднее, у меня появилось несколько индивидуальных учеников. Были они уже не молоды и имели серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до тяжелого хронического легочного заболевания у одной из них.

Преподавать в клубе «Прана» я начала с момента его открытия. И здесь ко мне в группу (возможно, по чьим-то советам) пришли люди малоподготовленные, не очень сильные и здоровые, для которых Аштанга-йога была слишком большим вызовом. Так, автоматически, эта группа и стала «начального» уровня. И я была вынуждена искать новые методы преподавания, соответствующие возможностям учеников и способные, при массовости обучения, помочь каждому индивидуально. Вот тут и вспомнила о Рейнхарде и его дыхательных упражнениях. Моим ученикам занятия нравились, и прогресс был виден – многие через год-два переходили в группы более сильные. Порой мои занятия стали посещать люди из более сильных групп, чтобы сменить темп, узнать новую практику и залечить небольшие травмы.

Так я осознала, что у меня получается хорошо преподавать новичкам и людям со слабым здоровьем. Ученики подталкивают меня к постоянному поиску новой информации, изучению методик для решения проблем, с которыми приходится сталкиваться в группах. Я увлекаюсь во время занятий и, придя порой в «Прану» в не очень хорошем расположении духа, в работе меня посещает вдохновение и настроение улучшается.

Видя прогресс своих учеников, я и в свои личные домашние занятия включила комплекс йога – сукшма – вьяяма. Определенно, мне нравится то, чем я занимаюсь.

Ваши практики «храмовой гимнастики» очень своеобразны. Медленное покачивание с поднятыми руками, дыхание, скрутки. Вроде бы ничего не происходит, только через полчаса становится невероятно трудно, а через полтора часа практики состояние сильное и спокойное. Скажите, как воспринимают ваши ученики эту практику? Как Вы сами к ней относитесь?

С активным распространением и развитием хатха-йоги на постсоветской территории, большую популярность приобрела украинская (киевская, черниговская) школа. Андрей Лаппа и Андрей Сидерский собирали полные залы своих последователей. Но мало кто помнит, что некоторое время в паре с Сидерским проводила семинары Юля Твердохлебова – инструктор йоги и целительница из Харькова. У нее я и научилась «храмовой гимнастике», то ли разработанной ею самой, то ли полученной из неизвестных другим йога-тичерам источников. Несколько лет выполняла эти упражнения наравне с классическими асанами хатха-йоги, но потом на время о них забыла.Вспомнила тогда, когда сама начала преподавать. Первое время, я давала «храмовую гимнастику» для того, чтобы разнообразить занятия. Потом решила разрабатывать свои дополнения к этой практике. Я как будто чувствую ее изнутри. Появился особый темп дыхания, медитации во время выполнения статических поз, определенный ритм напряжения и расслабления мышц. А после ознакомления с глубинной техникой арабского танца как женской практики, я добавила в определенных движениях и работу интимной мышцы. Получился очень сбалансированный комплекс. Он удивительным образом влияет не только на тело, но и на психику, энергетику. Большинству моих учеников эта практика нравится. Объявление, что на следующем занятии будет «храмовая гимнастика», воспринимается с восторгом и число учеников на нем, как правило, увеличивается. Стоит отметить - мужчины относятся к ней прохладнее, особенно те, у которых сильно развит плечевой пояс.

Сама я выполняю этот комплекс, если хочется размяться, а возможности расстелить коврик – нет; либо в критические дни. Но для ежедневной тренировки мне не подходит, так как не обеспечивает достаточной физической нагрузки. Но практику эту я люблю и с удовольствием даю ее на своих занятиях. Весной этого года я проводила первый семинар, полностью посвященный «храмовой гимнастике». И, хотя посетивших семинар было немного, я считаю его успешным, потому что все участники почувствовали эффект от выполнения этой практики.

Расскажите, пожалуйста, про сукшма-вьяяму. Насколько мы знаем, что упражнения из книги Дхирендры Брахмачарии, что они дают организму? Почему вы ваши занятия, как правило, всегда начинаете с этой практики?

Ранее, я уже рассказала о том, как стала практиковать сукшма-вьяяму. До Рейнхарда, несколько упражнений узнала на семинарах Бал Мукунд Сингха и пролистала книжку Дхиренды Брахмачари, но она меня не увлекла. Интерес же к ней появился после посещения семинаров Гамментхаллера. После занятий я вспомнила, где видела уже описание этой практики и прочитала книгу более внимательно и осмысленно.

На семинарах мы выполняли эти упражнения по 4 – 5 часов. Время пролетало незаметно. А после занятий, после всех многочисленных задержек дыхания отношение к себе и к окружающей действительности менялось, состояние было тихое и умиротворенное. Когда я стала выполнять сукшму-вьяяму сама, то поняла, что с помощью этой практики можно легко и эффективно контролировать свои эмоции. Гораздо легче переживаются стрессы. Рейнхард говорил нам, что с помощью этих упражнений можно «продышать» любую проблему, но очень важна регулярность занятий. К тому же эта практика сильно оздоравливает наш организм, так как влияет на работу эндокринной системы, стимулирует железы внутренне секреции, улучшает обменные процессы, очищает все органы брюшной полости, укрепляет иммунитет. Позитивное воздействие описано в книге Дхирендры Брахмачари. А недавно вышла книга и самого Рейнхарда Гамментхаллера. Там более подробно описаны и упражнения, и эффекты, оказываемые ими на наш организм. Но, к сожалению, тираж этой книги был невелик, и на полках в книжных магазинах ее не найти.

Занятия я начинаю с сукшма-вьяямы потому, что считаю ее главной, основной частью своих йогических комплексов. Также, на мой взгляд, дыхательные упражнения лучше делать до асан, так как они разогревают, подготавливают к их выполнению и настраивают на восприятие своего тела, что делает практику более безопасной и эффективной.

Могли бы Вы посоветовать какие-то тексты о йоге и не только, которые вдохновляют на практику?

Вдохновляющая книга – это личный выбор каждого. Моей же первой книгой была «Третье открытие силы» А.Сидерского. И, хотя с точки зрения литературной ценности, книга эта никакая и представляет собой плагиат Кастанеды, почему-то после ее прочтения мне захотелось заниматься йогой, и намеренье в тот момент было несгибаемым. И я занималась, вопреки всем обстоятельствам, которые тогда мешали. Хотя до этого особыми волевыми качествами не отличалась.

Может быть, вы хотите что-то сказать читателям нашего журнала, дать какой-то совет?

Вы не сможете перестать заниматься йогой, если она плотно войдет в вашу жизнь. Йога не должна заканчиваться после того, как вы свернули коврик. Научившись во время выполнения асан следить за своим телом, дыханием, состоянием ума, надо это умение переносить в повседневную жизнь. Наблюдать за собой со стороны. Наблюдать за своими реакциями на те или иные раздражители, за своим физическим состоянием и его связью с настроением. Не скрывая от себя даже негативные эмоции, изучать и искать причины их появления, и прежде всего внутри себя. Учиться разделять объективные факторы и свои бессознательные рефлекторные действия на определенный раздражитель. И каждую эмоцию пытаться воспринять как физиологическое ощущение в теле. Вплоть до того, что почувствовать, какие мышцы у вас напряглись, когда вы разозлились, испугались или оказались в замешательстве. Таким же путем следует научиться ощущать и позитивные эмоции.

И, наблюдая, не нужно себя ломать, пытаться избегать, изменить здесь и сейчас. Надо помнить, что один из важных принципов в йоге – это ненасилие. Прежде всего, ненасилие по отношению к самому себе.

Оксана, большое спасибо за интервью!