Йогическое питание | Центр йоги Прана

Йогическое питание: вкусы и характер пищи

Прана – это универсальная жизненная сила, овладение которой является основной целью хатха-йоги, ведущей, в свою очередь, к вершинам раджа-йоги. Эта сила разлита повсюду, она проявляется в различных формах и качествах, наполняет и пронизывает всю живую и неживую материю. Тело, ум, дух объединяет, делает единым целым Прана. Основными источниками Праны являются атмосфера и пища.

Пища - это главный источник Праны для большинства людей: усваивать энергию из окружающего воздуха и из солнечного света в том количестве, в котором она необходима для полноценной жизнедеятельности, может даже не каждый практик йоги. Однако регулярные интенсивные занятия йогой зачастую приводят к тому, что через какое-то время у человека возникает понимание того, что некоторые давние привычки, в том числе привычки в еде, снижают получаемый от практики эффект. Вследствие этого появляются мысли о необходимости отказа от старых привычек и замены их новыми, оказывающими более благотворное влияние на новое состояние.

Стремление к правильному питанию возникает у многих практиков, как у начинающих, так и продвинутых. Но просто желание существенным образом отличается от реально возникающей потребности. Желание базируется на убеждении в том, что изменение жизни к лучшему возможно путем замены одних привычек другими, желание появляется в воображении. Потребность же возникает вследствие создаваемых нами условий, способствующих развитию или деградации. Правильное питание человека, практикующего йогу, является продолжением практики, оно призвано помочь приобрести и развить качества, которые приведут к увеличению скорости процесса эволюции сознания.

Пища, которую употребляет человек, оказывает значительное влияние на его сознание, которое включает в себя как разум, интеллект, так и чувства, ощущения. В индийской традиции существует термин Ахамкара, обозначающий разум, который ощущает обособленность собственного «Я». Когда Ахамкара укореняется в теле, истинная его природа, его сущность может быть забыта, и тогда происходит отождествление себя с ложным «Я» – с личностью, которую составляют сложившиеся автоматические привычки и реакции. Привязанности к различным состояниям психики и тела приводят к выработке привычек, пристрастий. Стремление к чувственным удовольствиям имеет связь только с физическим телом. На уровне подсознания принимается все, что соответствует привычным установкам, а также устоявшимся шаблонам восприятия реальности.

Всякая пища определенным образом воздействует на сознание. Использование различных пищевых стимуляторов, таких как сахар, кофе, отдельные виды специй, приводит к увеличению уровня активности, у человека появляются иллюзии успешности, насыщенности жизни которые являются непродолжительными. Будучи мощным стимулятором, сахар на некоторое время замедляет резкие колебания психики, приносит Ахамкаре быстрое удовлетворение. Поэтому тяга к сладостям часто появляется у людей, которые испытывают чувства горечи, неудовлетворенности, разочарования.

Воздействие пищи, ее биохимических составляющих, сказывается на состоянии человека, его на особенностях его восприятия – человек может стать более активным или пассивным, расслабленным или собранным и т.д. Несмотря на то, что это воздействие не является ни первостепенным, ни единственным фактором, оно постоянно. Осознанность выбора продуктов, соблюдение режима питания позволяют обеспечить стабильность психоэмоционального фона, что благоприятно сказывается на практике йоги.

Следует уяснить для себя, что все наши привязанности непостоянны, они исчезают, меняются по мере того, как меняется восприятие, расширяются его границы, уходят шаблоны, характерные для обыденной жизни.

В зависимости от характера воздействия пищи на сознание выделяются три категории продуктов, называемые гунами: тамас, раджас и саттва.

Тамас – волны потенциальной энергии. Преобладание тамаса в сознании приводит к недостатку активности, оно уменьшает способность к различению, тамас проявляется как инертность, инстинктивность, пассивность сознания, которое «плывет по волнам сновидедния», разум находится во сне, он инстинктивен. Тамас связывается с темнотой, отсутствием способности к восприятию, с невежеством, а также со страхом прибывающего в летаргии ума. Заторможенное состояние, лень, тупость – это проявления тамаса, который подчиняет ум внешним силам или подсознанию.

Раджас - волны кинетической энергии. Проявление раджаса – движение. Преобладание раджаса приводит к беспокойству, взбудораженности и увлеченности ума его погоней за удовольствиями, к отсутствию удовлетворения имеющимся, к увеличению жажды желаний, к страсти. При этом способность различения ослабляется из-за чрезмерности психической активности. На эмоциональном уровне раджас проявляется как гневливость, упрямство, стремление к манипулированию окружающими.

И тамас, и раджас в природе необходимы, они взаимодополняют, компенсируют друг друга. Раджас, его энергия и жизнеспособность, дополняются тамасом, его стабильностью и постоянством.

Саттва – равновесие, ясность, гармоничное состояние ума. Считается, что саттва обладает той же природой, которой обладает истина. Саттва появляется при равновесии раджаса и тамаса. Саттва – это то качество, которое обеспечивает творческое самовыражение Ахамкары посредством ума и органов чувств. Состояние саттвы – это ясный ум, четкое понимание, равновесие, чистота, незамутненность восприятия, способность к различению. Развитие названных качеств влечет за собой увеличение контроля над побуждениями ума к раджасу или тамасу.

Действие, оказываемое пищей на ум и тело, зависит от ее состава, количества и качества. Согласно традиции Аюрведы, выделяется шесть «чистых», основных вкусов: сладкий, кислый, горький, соленый, острый и вяжущий.

Сладкий вкус саттвичен. Но переизбыток сладкого оказывает тамасичное действие, притупляет. Ненатуральные сладости практически не содержат праны. Такая распространенная сладость, как рафинированный сахар, в малых количествах раджасична, в больших тамасична.

Кислый, острый, соленый – вкусы, которые раджасичны, поскольку они действуют возбуждающе. Кислый и соленый вкусы нагревают кровь и накаляют эмоции, а острый вкус раздражает нервные волокна.

Горький и вяжущий вкусы тамасичны, при их длительном употреблении возникают жесткость, закостенелость, уменьшается гибкость.

Продукты, обладающие «чистым» вкусом, практически отсутствуют. Каждый из вкусов в определенной степени необходим. Изначальный вкус продукта можно менять, причем как в лучшую, так и в худшую стороны – корректировать свойства продуктов можно при помощи разных способов приготовления, при помощи термообработки, использования специй. Травы и специи характеризуются тем, что они обладают одним ярко выраженным вкусом, они по сути своей являются лекарствами, поэтому для их применения нужны специальные знания, здесь важен индивидуальный подход. В случае если тело достаточно чувствительно и ум «ясно различает», составить наиболее соответствующий образу жизни рацион достаточно просто, однако такое состояние ума – редкая случайность.

В центре «Прана», специализирующемся на занятиях йогой в Москве, вы можете получить консультацию по йогическому питанию, попробовать блюда вегетерианской кухни в барах центра, а также приобрести «правильные» продукты питания.

Источник